Насос-дозатор моноблочный НДМ 200-У600 (рис.2.48) представляет собой сблокированный с насосом-мотором следящий гидрораспределитель, входным сигналом для которого является вращение рулевого колеса. Объем рабочей жидкости, подаваемой от насоса-дозатора к гидроцилиндру поворота колес, пропорционален углу поворота рулевого колеса.
Р - напор; Т - слив; А - поршневая полость гидроцилиндра (поворот вправо); В - штоковая полость гидроцилиндра (поворот влево)
Для подсоединения к гидросистеме насос-до-затор имеет на корпусе четыре резьбовые отверстия: Р, Т, А и В.
При работающем питающем насосе за счет встроенного усилителя потока насос-дозатор обеспечивает увеличенную подачу рабочей жидкости по сравнению со своим номинальным рабочим объемом.
В аварийном режиме, при отсутствии потока рабочей жидкости от питающего насоса, насос-дозатор работает как ручной насос, приводимый вращением рулевого колеса, и обеспечивает уменьшенную подачу, равную своему номинальному рабочему объему. Таким образом сохраняется возможность управления автогрейдером в аварийном режиме.
Насос-дозатор выполнен:
- "с открытым центром" - при отсутствии управляющего воздействия на рулевое колесо свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса на слив;
- "без реакции" - воздействие дороги на колеса не передается на руль.
Насос-дозатор снабжен встроенными клапанами, которые выполняют следующие функции:
- предохранительный - защиту питающего насоса от перегрузки по давлению;
- обратный - предотвращение вытекания рабочей жидкости при обрыве трубопровода питания;
- противоударные - защиту гидросистемы от скачков давления в результате ударных воздействий дороги на колеса;
- противовакуумные - подпитку противоположной полости гидроцилиндра при срабатывании противоударного клапана и предотвращение кавитации.
Давление настройки предохранительного клапана 16 ±0,5 МПа (160 ± 5 кгс/см²), противоударных клапанов - 21 МПа (210 кгс/см²). При необходимости проверка давления настройки проводится в том же порядке, как изложено на странице Описание гидросистемы автогрейдера.
ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО И ПРОТИВОУДАРНЫХ КЛАПАНОВ ПРОВОДИТСЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ТОЛЬКО ПО ОКОНЧАНИИ ГАРАНТИЙНОГО ПЕРИОДА АВТОГРЕЙДЕРА.
Вращением винта 1 регулируется предохранительный клапан. Вращением винта 2 регулируются одновременно оба противоударных клапана.